Главное диплом?
Проблема профессионального
самоопределения, представлений о своем профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, являются
чрезвычайно актуальной.
«Кем быть?» – этот вопрос традиционно задавали и задают выпускники школ. Двадцать лет назад ответ на него помогали искать
учителя, родители, друзья и государство,
заинтересованные в том, чтобы во
все отрасли народного хозяйства приходили молодые специалисты. Cуществовала
целая система профориентации, которая знакомила молодое поколение с
многообразием существующих и востребованных профессий. Помню. как в 7-ом или 8-ом классе мы ходили на экскурсию
со спуском в шахту в сопровождении тогдашнего директора шахты №
40 Лихачева Д.Н. И несколько наших одноклассников после окончания школы сразу
пошли работать на шахту. Летом ездили на работу в южный район Коми в село Обьячево. Посещали Строительное управление № 12, видели как
делают пельмени на хладокомбинате.
Сегодня выбор
профессии и последующее
трудоустройство - одна
из самых актуальных проблем
молодежи. Здесь главные трудности
- платность высшего
образования, трудоустройство по
полученной специальности, низкая
зарплата.
Те, кому родители могут оплатить
обучение в ВУЗе, с уверенностью смотрят
в будущее, надеясь, что так
называемые «корочки» будут пропуском к высокооплачиваемой
работе.
Мало кто задумывается о том, что установка «через
высшее образование к высокооплачиваемой работе» так же неконструктивна и
бесперспективна, как и установка «бесполезно что-либо делать: чтобы получить
хорошую работу, нужны связи и деньги, а у меня их нет». Ни та, ни другая не приведут к появлению
квалифицированной рабочей силы на рынке труда, не решат глубинных проблем,
стоящих перед молодежью.
Основная трудность молодежи при выборе профессии и
заключается именно в том, что современное российское общество социально
дезорганизовано. Принципиально изменился критерий для выделения социальных групп : если
раньше это был род деятельности, выполняемой человеком (крестьянство, рабочий
класс, интеллигенция), то теперь - уровень его материального благосостояния
(«богатые», «средний класс», «бедные»). В ходе этих изменений в общественном сознании молодежь испытывает
психологические трудности. Первая
трудность: расхождение понятий «работа» и «профессия». Вторая трудность: расхождение между оплачиваемостью работы и
собственными интересами.
Например, девятнадцатилетняя студентка II курса горного института рассуждает о будущей
профессиональной деятельности: «Моя профессия должна быть высокооплачиваемой,
приносить пользу обществу, а мне доставлять радость и удовлетворение
от результата моей деятельности. Мое настоящее обучение по данной специальности не определяет мою будущую профессию.
Я думаю, что сам диплом, а вместе с ним
знания и умения помогут мне найти мою будущую профессию, как я себе ее представляю». В рассуждениях студентки отразились распространенные среди молодежи
стереотипы: 1) «профессия должна быть высокооплачиваемой»; 2) «получение образования может быть не
связанным с дальнейшей профессиональной деятельностью – был бы диплом».
В
сознании молодежи (и не только молодежи), понятия «профессия» и «работа» расходятся.
«Высокооплачиваемая профессия» - смысловой
нонсенс. Существует другое понятие - «престижная профессия». Это профессии,
которые пользуются наибольшей популярностью либо в связи с нематериальными
благами и почестями, оказываемыми представителям данной профессии (космонавт,
геолог в 60-е годы), либо в связи с материальным вознаграждением за труд (юрист, банкир, бизнесмен в наши годы). C определенного момента «престижными» стали считаться только те
профессии, которые были востребованы в «денежных» секторах экономики. Оплачиваемостъ работы человека определенной
профессии стала рассматриваться как неизменная характеристика профессии, а не
как результат его работы, прилагаемых усилий и уровня квалификации. Современная молодежь бедность и богатство
рассматривает как характеристики отдельных слоев (профессий): юристы, банкиры,
бизнесмены - богатые, пенсионеры, врачи, учителя - бедные. Следовательно, - делают они вывод, - не хочу
быть учителем, за это мало платят.
Богатство - не порок…
Если
советская идеология отвергала богатство как таковое, и люди жили одинаково бедно, то нынешнее
подрастающее поколение хочет непременно жить одинаково богато. Это «богатство»,
опять таки, рассматривается как некая
безусловная данность, присущая определенному классу (профессии), но не как
результат собственной активности, не как результат удачной «продажи» собственных навыков и
профессионально важных умений, не как результат создания конечного
продаваемого продукта. В глубине души такие люди считают, что систематический
труд и последовательные усилия все равно не приведут к успеху и богатству (для
этого нужна удача или судьба): одно
дело, когда богатство «сваливается» на голову за твои личные добродетели
(доброту, скромность – удача «Золушки»),
другое дело, когда ты «как немец» корпишь, пыхтишь, усердствуешь.
Не принимается в расчет
и то, что «богатые» - это не однородный по
своему составу слой, что «богатые» тоже богаты по-разному и что «богатые тоже
плачут».
Таким образом, первым препятствием, стоящим на пути конструктивного профессионального
самоопределения молодежи является миф о том, что существуют «высокооплачиваемые
профессии». Богатство, высокая
оплата не связаны напрямую с определенной профессией: высокую оплату получают за свой
труд высококвалифицированные специалисты, т.е. платят за профессионализм, а не за
профессию. Ведь не все юристы получают высокие зарплаты, равно как есть врачи и учителя, имеющие хороший годовой
доход. Оплата - это результат собственной деятельности человека, выбравшего профессию,
максимально соответствующую его способностям и интересам.
Кто не
успел, тот опоздал!
Проблема
выбора профессии со всей остротой стоит
перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознает
всех отдаленных последствий принятых в юности решений. При выборе профессии он
вынужден опираться не на жизненный опыт,
а на представления о
своем будущем. Было бы большой ошибкой считать, что этот выбор осуществляется
только на основе ближайшей перспективы (получение высшего образования и трудоустройство). Он обязательно должен состояться
и с учетом долговременных (как теперь говорят –стратегических ) ожиданий,
целей, прогнозов.
Жизнь человека «вписана» в социальное время
общества, в котором он живет. Это означает, что существуют некие временные
«нормы» (оптимальные возрастные сроки) построения человеком своей жизни. Именно
социальное время обозначает для человека, в какой временной промежуток он
должен уложиться, чтобы социально не опоздать, «успеть». Получение образования, начало
профессиональной деятельности, становление мастерства, достижение пика
(кульминации) профессионализма, финиш - все этапы имеют четкие возрастные
нормы. Каждому из них соответствует уровень квалификации и, соответственно,
уровень оплаты труда. «Опоздание» на одном этапе приводит к «выбиванию из
графика». Средний возраст начала профессиональной деятельности
22 -23 года, когда студент получает диплом вуза.
Предположим, что по специальности, обозначенной в этом дипломе, он работать не
хочет. В таком случае, он, либо получает
второе (а иногда и третье) высшее образование, теряя время, необходимое для
приобретения практического опыта работы и выходит на рынок труда уже в 27-28, а
то и в 30 лет (таким образом проигрывая ровесникам в уровне
квалификации и оплате
труда).
Либо соглашается на любую работу, за которую предлагают высокое, по его представлениям, материальное вознаграждение
(секретарь в большой фирме, продавец и
т.д.). В последнем случае выпускник вуза лишает себя перспективы
профессионального роста вообще: у секретаря нет шансов стать менеджером или руководителем
через 15-20 лет.
При массовом характере этих процессов
происходит нарушение профессиональной структуры рынка труда в регионах и в
целом по стране, создавая дефицит нужных для
производства и
экономики профессий и переизбыток не пользующихся спросом профессий.
Сегодня в
школах нашего города профориентационное направление
реализуется слабо. В какой-то мере помогают ежегодные общегородские ярмарки учебных мест, в средних школах для старшеклассников
формируются профильные классы. Но с учетом остроты и актуальности проблемы
этого явно недостаточно. Требуются
конкретная программа
профориентационой деятельности в
школе, решения четких задач на каждом
этапе учебной и организационной работы
от начальных до выпускных классов.
О.Е. Байтингер, кандидат психологических наук
Н.Н. Наумова, профконсультант - психолог ЦЗН
|