Воркутинский Дом Учителя Среда, 13.11.2019, 23:27
Приветствую Вас Гость | RSS
-----

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [1]
Материалы от образовательных учреждений [56]
ОРКСЭ [1]
Материалы ВДУ [2]
Национальная система учительского роста (НСУР) [1]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Погода
Яндекс.Погода

Время

Главная » Статьи » Мои статьи

Главное диплом?
Главное диплом?   

          Проблема профессионального самоопределения, представлений о своем  профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет  на рынок труда и будет   производительной силой общества, являются чрезвычайно актуальной.

        «Кем быть?» – этот вопрос традиционно задавали  и задают выпускники школ.  Двадцать лет назад ответ на него помогали искать учителя, родители, друзья и государство,  заинтересованные в том, чтобы  во все отрасли народного хозяйства приходили молодые специалисты. Cуществовала целая система профориентации, которая знакомила молодое поколение с многообразием существующих и востребованных профессий. Помню. как  в 7-ом или 8-ом классе мы ходили на экскурсию со спуском в  шахту  в сопровождении тогдашнего директора шахты № 40 Лихачева Д.Н. И несколько наших одноклассников после окончания школы сразу пошли работать на шахту. Летом ездили на работу в южный район  Коми  в   село Обьячево. Посещали  Строительное управление № 12, видели как делают пельмени на хладокомбинате.

        Сегодня   выбор  профессии  и  последующее  трудоустройство  -  одна  из самых  актуальных  проблем  молодежи.  Здесь главные  трудности  -  платность   высшего   образования,  трудоустройство   по   полученной  специальности,  низкая  зарплата.

Те, кому родители  могут оплатить обучение в  ВУЗе, с уверенностью смотрят в будущее,  надеясь, что  так  называемые   «корочки»   будут пропуском к высокооплачиваемой работе. 

Мало кто задумывается о том, что установка «через высшее образование к высокооплачиваемой работе» так же неконструктивна и бесперспективна, как и установка «бесполезно что-либо делать: чтобы получить хорошую работу, нужны связи и деньги, а у меня их нет». Ни  та, ни другая не приведут к появлению квалифицированной рабочей силы на рынке труда, не решат глу­бинных проблем, стоящих перед молодежью.

        Основная трудность молодежи при выборе профессии и заклю­чается именно в том, что современное российское общество соци­ально дезорганизовано. Прин­ципиально изменился критерий для выделения социальных групп : если раньше это был род деятельности, вы­полняемой человеком (крестьянство, рабочий класс, интеллигенция), то теперь - уровень его материального бла­госостояния («богатые», «средний класс», «бедные»).  В ходе этих изменений  в общественном сознании молодежь испытывает психологические трудности.  Первая трудность: расхождение понятий «работа» и «профес­сия». Вторая трудность:  расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами.

 Например, девятнадцатилетняя сту­дентка II курса горного института рассуждает о будущей профессиональной деятельности: «Моя  профессия должна быть высокооплачиваемой, приносить пользу обществу, а мне доставлять радость и удовлетво­рение от результата моей деятельности. Мое настоящее обучение по данной специальности не определяет мою будущую профессию. Я думаю, что сам  диплом, а вместе с ним знания и умения помогут мне найти мою будущую профессию, как я себе ее представляю».  В рассуждениях студентки  отразились рас­пространенные среди  молодежи  стереотипы: 1) «профессия должна быть высокооплачиваемой»;  2) «получение образования может быть не связанным с даль­нейшей профессиональной  деятельностью –  был  бы  ди­плом».

       В сознании молодежи (и не только молодежи), понятия «профессия» и «работа» расходятся.  «Вы­сокооплачиваемая профессия» - смысловой нонсенс. Существует другое понятие - «престижная профессия». Это про­фессии, которые пользуются наибольшей популярностью либо в связи с нематериальными благами и почестями, оказываемыми представителям данной профессии (космонавт, геолог в 60-е годы), либо в связи с материальным вознаграждением за труд (юрист, банкир, биз­несмен в наши годы). C определенного момента  «престижными» стали считаться толь­ко те профессии, которые были востребованы в «денежных» секто­рах экономики. Оплачиваемостъ работы человека определенной профессии стала рассмат­риваться как неизменная характеристика профессии, а не как ре­зультат его работы, прилагаемых усилий и уровня квалификации.  Современная молоде­жь бедность и богатство рассматривает как характеристики от­дельных слоев (профессий): юристы, банкиры, бизнесмены - богатые, пен­сионеры, врачи, учителя - бедные.  Следовательно, - делают они вывод, - не хочу быть учителем, за это мало платят.

  Богатство - не порок    

      Если советская идеология отвергала богатство как таковое, и  люди жили одинаково бедно, то нынешнее подрастающее поколе­ние хочет непременно жить одинаково богато. Это «богатство»,  опять таки, рассматривается как некая безусловная данность, присущая определенному классу (профессии), но не как результат собствен­ной активности, не как результат  удачной «продажи» собственных навыков и профессионально важных умений, не как результат соз­дания конечного продаваемого продукта. В глубине души такие люди считают, что система­тический труд и последовательные усилия все равно не приведут к успеху и богатству (для этого нужна удача или судьба):  одно дело, когда богатство «сваливается» на голову за твои личные добродете­ли (доброту,  скромность – удача «Золушки»), другое дело, когда ты «как немец» кор­пишь, пыхтишь, усердствуешь.

Не принимается  в  расчет  и  то, что «богатые» - это не однород­ный по своему составу слой, что «богатые» тоже богаты по-разному и что «богатые тоже плачут».

Таким образом, первым препятствием, стоящим на пути кон­структивного профессионального самоопределения молодежи яв­ляется миф о том, что существуют «высокооплачиваемые про­фессии».  Богатство, высокая оплата не связаны напрямую с определенной профессией:  высокую оплату получают  за  свой  труд  высококвали­фицированные специалисты,  т.е. платят за профессионализм, а не за профессию. Ведь не все юристы по­лучают высокие зарплаты, равно как есть  врачи и учителя, имею­щие хороший годовой доход. Оплата - это результат собственной  деятельности человека, выбравшего профессию, максимально соответствующую его способностям и интересам.

 Кто не успел, тот опоздал!

      Проблема выбора профессии со всей  остротой стоит перед человеком  в  том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последствий принятых в юности решений. При выборе профессии он вынужден  опираться не на жизненный опыт, а  на представления о своем будущем. Было бы большой ошибкой считать, что этот выбор осущест­вляется только на основе ближайшей перспективы (получение выс­шего образования  и  трудоустройство). Он обязательно должен со­стояться и с учетом долговременных  (как теперь говорят –стратегических ) ожиданий, целей, прогнозов.

Жизнь человека «вписана» в социальное время общества, в ко­тором он живет. Это означает, что существуют некие времен­ные «нормы» (оптимальные возрастные сроки) построения человеком своей жизни. Именно социальное время обозначает для человека, в какой временной промежуток он должен уложиться, чтобы соци­ально не опоздать, «успеть».   Получение образования, начало профессиональной деятельно­сти, становление мастерства, достижение пика (кульминации) профессионализма, финиш - все этапы имеют четкие возрастные нормы. Каждому из них соответствует уровень квалификации и, соответственно, уровень оплаты труда. «Опоздание» на одном этапе приводит к «выбиванию из графика». Средний возраст начала профессиональной деятельности

 22 -23 года, когда студент получает диплом вуза. Предположим, что по специальности, обозначенной в этом дипломе, он работать не хочет. В таком случае, он,  либо получает второе (а иногда и третье) высшее образование, теряя время, необходимое для приобретения практического опыта работы и выходит на рынок труда уже в 27-28, а то и в 30 лет (таким образом проигрывая ровесни­кам  в  уровне  квалификации  и  оплате  труда).  Либо соглашается на лю­бую работу, за которую предлагают высокое,  по его представлениям, материальное вознагра­ждение (секретарь в большой фирме, продавец  и т.д.). В последнем случае выпускник вуза лишает себя перспективы профессионально­го роста вообще: у секретаря нет шансов стать менеджером или ру­ководителем через 15-20 лет. 

      При массовом характере этих процессов происходит нарушение профессиональной структуры рынка труда в регионах и в целом по стране, создавая дефицит нужных для   производства  и  экономики профессий и переизбыток не пользующихся спросом профессий.

  Сегодня в школах нашего города профориентационное  направление  реализуется слабо. В какой-то мере помогают ежегодные общегородские  ярмарки учебных мест,  в  средних школах для старшеклассников формируются  профильные классы.  Но с учетом остроты и актуальности проблемы этого явно  недостаточно.  Требуются  конкретная  программа профориентационой деятельности  в школе,  решения четких задач на каждом этапе учебной и организационной работы  от начальных до выпускных классов.

    

  

                                                             О.Е. Байтингер, кандидат психологических наук

                                                             Н.Н. Наумова,  профконсультант - психолог ЦЗН

 
Категория: Мои статьи | Добавил: Admin (16.04.2011)
Просмотров: 456 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Мы в ВКонтакте

Коми 95
  

Памятные даты

Поиск

Карта

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019Бесплатный хостинг uCoz