Согласно плану работы Управления образования и с целью демонстрации педагогами своих профессиональных достижений через основной вид образовательной деятельности – урок – в условиях введения ФГОС НОО с 01 февраля по 16 марта 2012 года МУ «Воркутинский Дом Учителя» был проведен Интернет – фестиваль «Урок в аспекте системно – деятельностного подхода» (далее – Фестиваль).
В Фестивале приняли участие 15 учителей 1-х классов из 11 общеобразовательных учреждений (52,4 %): МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 23» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 34» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г. Воркуты, МОУ «Гимназия № 3» г. Воркуты, МОУ «Гимназия № 6» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 13» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 16» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 39 им. Г.А. Чернова» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты.
На сайтах общеобразовательных учреждений с 01 февраля по 24 февраля 2012 года были размещены методические материалы (видеоурок и технологическая карта урока). Требованиям Положения о Фестивале соответствовали материалы следующих общеобразовательных учреждений: МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 23» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 34» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты, , МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г. Воркуты, МОУ «Гимназия № 3» г. Воркуты, МОУ «Гимназия № 6» г. Воркуты.
МОУ «СОШ № 13» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 16» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 39 им. Г.А. Чернова» г. Воркуты разместили только технологическую карту урока, МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты – конспект урока. МОУ «Гимназия № 2» г. Воркуты представили заявку позже указанного в Положении срока, что не позволило им принять участие в Фестивале.
На сайте МУ «Воркутинский Дом Учителя» с 01 марта по 16 марта 2012 года прошла открытая общественно – профессиональная экспертиза материалов участников Фестиваля, общие результаты которых представлены в таблице (приложение № 1).
По количеству просмотров методических материалов (диаграмма № 1)
Диаграмма № 1
лидируют учителя: Барабаш А.П.(МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты), Кайряк У.Д. (МОУ «СОШ № 23» г. Воркуты), Матюшева С.В. (МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты).
Согласно Положению о Фестивале на форуме сайта МУ «Воркутинский Дом Учителя» были размещены вопросы, связанные с введением ФГОС ОО. Однако в обсуждении актуальных вопросов педагоги общеобразовательных учреждений не приняли участие. Низкую активность педагогов, отсутствие опыта общения на подобного рода «переговорных площадках» подтверждает и тот факт, что только 8 % педагогов, ознакомившихся с материалами участников Фестиваля, оставили свои комментарии (диаграмма № 2).
Из диаграммы видно, что наибольшее количество комментариев оставлены после просмотра материалов следующих педагогов: Кайряк У.Д. (МОУ «СОШ № 23» г. Воркуты), Барабаш А.П.(МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты), Дьякова Т.А.(МОУ «СОШ № 23» г. Воркуты), Першина С.Ю.(МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты).
Методические материалы участников Фестиваля, размещенные на сайтах общеобразовательных учреждений, оценивались общественными экспертами по пятибалльной системе.
Рейтинговая оценка Интернет – голосования представлена на диаграмме № 3:
Наибольший профессиональный интерес вызвали методические материалы Кайряк У.Д. (МОУ «СОШ № 23» г. Воркуты), Дьяковой Т.А.(МОУ «СОШ № 23» г. Воркуты), Матюшевой С.В. (МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты).
Проведение Интернет – фестиваля способствовало повышению методического уровня преподавания предметов в условия введения ФГОС, развитию сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений города через вовлечение педагогов в современные интерактивные формы методической работы.
По информации ОУ по итогам Фестиваля в 9 общеобразовательных учреждениях (МОУ «СОШ № 1» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 13» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 14» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 26» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 39 им.Г.А. Чернова» г. Воркуты, МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г. Воркуты, МОУ «Гимназия № 2» г.Воркуты, МОУ «Гимназия № 6» г.Воркуты), что составляет 42,9 % от общего числа общеобразовательных учреждений, проведены тематические заседания ШМО учителей начальных классов. В ходе заседания по теме «Конструирование урока в аспекте системно – деятельностного подхода» было организовать обсуждение представленных методических материалов по следующим вопросам:
1. Какие уроки, по Вашему мнению, соответствуют требованиям урока, построенного в аспекте системно – деятельностного подхода?
2. Какие методы, технологии, средства обучения позволили педагогу реализовать системно-деятельностный подход к уроку?
3. В чем, по Вашему мнению, проявлялась деятельность педагога по формированию надпредметных способов учебной деятельности обучающихся?
4. Какие профессиональные затруднения педагогов выявил Интернет – фестиваль «Урок в аспекте системно - деятельностного подхода»?
Из представленных 15 материалов, по мнению учителей начальных классов, соответствуют требованиям урока, построенного в аспекте системно – деятельностного подхода, 13 (86,7 %). Из технологий, которые позволили реализовать системно-деятельностный подход к уроку, педагоги называют следующие: технология проблемного диалога, коммуникативная технология, технология развивающего, личностно ориентированного обучения. Деятельность педагога по формированию надпредметных способов учебной деятельности обучающихся проявлялась в организации обсуждения проблемной ситуации, беседы, выявляющей представления обучающихся о теме урока. Вместе с тем, анализ информации ОУ по итогам обсуждения материалов Фестиваля показал низкую теоретическую подготовку педагогов и отсутствие опыта анализа урока. Информация МОУ «СОШ № 1» г. Воркуты, МОУ «Гимназия № 2» г. Воркуты свидетельствует о формальном подходе к обсуждению материалов.
Интернет – фестиваль выявил недостаточную компетентность педагогов в работе с информационными ресурсами. Большинство педагогов испытывают профессиональные затруднения при составлении технологической карты урока. Представленные карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока. Отдельные технологические карты не отражают последовательности всех осуществляемых действий, приводящих к намеченному результату. По мнению педагогов МОУ «СОШ № 39 им. Г.А. Чернова» г. Воркуты, профессиональным затруднением учителей, внедряющих ФГОС НОО, является постановка и формулировка вопросов. Вопросы, которые используют учителя при организации проблемного диалога или исследовательской ситуации на уроке, не являются формой и способом развития и предполагают однозначный и заранее определенный ответ обучающегося.
Рекомендации:
1. Руководителям общеобразовательных учреждений:
· при планировании деятельности ОУ на 2012-2013 учебный год включать современные интерактивные формы методической работы (форум, Интернет – мероприятия и т.д.);
· активизировать деятельность педагогического коллектива по участию в мероприятиях, направленных на повышение компетентности педагогов в вопросах конструирования современного урока;
· рассмотреть в рамках деятельности ШМО учителей начальных классов требования к организации проблемного диалога на уроке;
2. Руководителям ГМО учителей начальных классов:
· в апреле 2012 года провести семинар для учителей 1-х классов по теме «Конструирование урока в аспекте системно – деятельностного подхода»;
· обобщить опыт разработанных в ОУ технологических карт уроков и выработать единые требования к структуре и содержанию технологических карт в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Приложение № 1
РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРНЕТ-ГОЛОСОВАНИЯ
№ п/п |
Ф.И.О., должность, ОУ |
Просмотров |
Комментарии |
Оценка |
1 |
Кайряк Ульяна Демьяновна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 23» г.Воркуты |
96 |
17 |
211,6 |
2 |
Дьякова Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 23» г.Воркуты |
74 |
9 |
145,7 |
3 |
Матюшева Светлана Витальевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 12» г.Воркуты |
84 |
2 |
117 |
4 |
Гаврилова Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 23» г.Воркуты |
44 |
6 |
76,5 |
5 |
Круглова Надежда Михайловна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 40 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Воркуты |
63 |
4 |
67,5 |
6 |
Першина Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 35 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Воркуты |
82 |
9 |
44 |
7 |
Барабаш Анна Павловна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 35 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Воркуты |
107 |
12 |
42,3 |
8 |
Золотова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 6» г.Воркуты |
55 |
4 |
28,8 |
9 |
Доброва Елена Дмитриевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 12» г.Воркуты |
37 |
1 |
23 |
10 |
Бурондасова Галина Михайловна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 3» г.Воркуты |
41 |
- |
19 |
11 |
Лутченкова Марина Вадимовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 42» г.Воркуты |
26 |
- |
15,2 |
12 |
Грунина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 34» г.Воркуты |
23 |
- |
14 |
13 |
Федорова Ирина Васильевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 16» г.Воркуты |
23 |
- |
11,1 |
14 |
Лапчинская Ольга Владимировна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 13» г.Воркуты |
37 |
2 |
6,4 |
15 |
Душаева Светлана Владимировна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 39 имени Г.А. Чернова» г.Воркуты |
27 |
- |
6 |
Итого: |
819 |
66 |
- |
МУ «Воркутинский Дом
Учителя» приглашает учителей 1-х классов общеобразовательных учреждений принять
участие в методическом Интернет – фестивале «Урок в аспекте системно – деятельностного подхода».
Подробная информация о сроках и порядке проведения Фестиваля содержится в Положении о методическом Интернет - фестивале «Урок в аспекте системно – деятельностного подхода»
Положение о методическом Интернет-фестивале
Приложение № 1"Форма заявки участника Фестиваля"
Приложение № 2 "Форма заявления участника Фестиваля"