Профориентационная работа
Исходя из требований новых образовательных стандартов, к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где осуществляется предпрофильная подготовка. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников рекомендуется выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в общеобразовательном учреждении.
Класс
|
Содержание работы
|
Цели и задачи
|
1-4
|
Формирование ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности
|
Работа по профориентации в 1-4 классах представляет собой пассивно-поисковый период. Это этап первичного профессионального выбора. Цель учителя 1-4 классов – развить интересы и способности школьников, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.
|
5-7
|
Развитие у школьников личностного интереса к профессиональной деятельности; формирование образа «я»; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, экономике, культуре, сельском хозяйстве
|
Для учащихся 5-7 классов необходимо увеличить число кружков и факультативов, привлекать их к коллективной творческой деятельности, организовывать встречи с родителями как с профессионалами.
|
8-9
|
Уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и элективных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения
|
Активно-поисковый этап для учащихся 8-9 классов. Цель – помочь каждому подростку сформулировать конкретные задачи профессионального и личностного самоопределения, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9-го класса).
На этом этапе продолжается знакомство с миром профессий, рекомендуется знакомить на классных часах с учебными заведениями среднего профессионального и высшего образования, с конкретной ситуацией на рынке труда, оказывать помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим нужно вести индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивать тематические родительские собрания, проводить первые профессиональные пробы
|
10-11
|
Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
|
Проведение классных часов по профориентационной тематике с учетом возрастных особенностей учащихся. Этап профессионального определения учащихся.
Главная цель – подготовить выпускников к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и запросов рынка труда города, региона.
|
Обязательным является введение в 8-9 классов классах предпрофильной подготовки,
а в 10-11 классах – профильных классов
|
|