Профориентационная работа
Исходя из требований новых образовательных стандартов, к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где осуществляется предпрофильная подготовка. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников рекомендуется выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в общеобразовательном учреждении.
Класс |
Содержание работы |
Цели и задачи |
1-4 |
Формирование ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности |
Работа по профориентации в 1-4 классах представляет собой пассивно-поисковый период. Это этап первичного профессионального выбора. Цель учителя 1-4 классов – развить интересы и способности школьников, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении. |
5-7 |
Развитие у школьников личностного интереса к профессиональной деятельности; формирование образа «я»; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, экономике, культуре, сельском хозяйстве |
Для учащихся 5-7 классов необходимо увеличить число кружков и факультативов, привлекать их к коллективной творческой деятельности, организовывать встречи с родителями как с профессионалами. |
8-9 |
Уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и элективных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения |
Активно-поисковый этап для учащихся 8-9 классов. Цель – помочь каждому подростку сформулировать конкретные задачи профессионального и личностного самоопределения, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9-го класса). На этом этапе продолжается знакомство с миром профессий, рекомендуется знакомить на классных часах с учебными заведениями среднего профессионального и высшего образования, с конкретной ситуацией на рынке труда, оказывать помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим нужно вести индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивать тематические родительские собрания, проводить первые профессиональные пробы |
10-11 |
Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. |
Проведение классных часов по профориентационной тематике с учетом возрастных особенностей учащихся. Этап профессионального определения учащихся. Главная цель – подготовить выпускников к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и запросов рынка труда города, региона. |
Обязательным является введение в 8-9 классов классах предпрофильной подготовки, а в 10-11 классах – профильных классов |