Анисимова О.В. Детская театральная студия «Колокольчик» / МБДОУ «Детский сад № 56» г. Воркуты
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются и сопереживают. В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в доступной и увлекательной игровой деятельности, в самом распространенном виде детского творчества – театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность позволяет развить у ребенка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь почувствовать уверенность к себе и выработать эмоциональную отзывчивость.
Деятельность театральной студии «Колокольчик» направлена на раскрытие духовного и творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, проявление личностных качеств и обеспечивает социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 4-х до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Бобурова Е.А. Занятие-эксперимент по безопасности дорожного движения / МАОУ «Прогимназия № 1» г. Воркуты
Занятие-эксперимент по обучению воспитанников умению соблюдать правила дорожного движения по теме «Пешеходный светофор» раскрывает особенности организации совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. В соответствии с принципами и подходами ФГОС дошкольного образования в ходе игр-экспериментов воспитанники самостоятельно и на основе опытной деятельности отвечают на вопрос «Всегда ли безопасно переходить дорогу на зеленый сигнал?».
Актуальность педагогической практики определяется реальными потребностями системы дошкольного образования в раннем информировании ребенка о правилах безопасного поведения на дороге, освоения им соответствующих умений; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения на дороге и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Новизна опыта заключается в эффективном применении существующих и в разработке оригинальных интерактивных форм взаимодействия взрослых и детей, способствующих повышению подготовленности детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, а также активизации и вовлечению родителей в образовательный процесс.
Врубляускас А.Ю., Скопинцева С.Ю., Свенина Е.А., Шилова Е.М. Приобщение дошкольников к коми художественной литературе посредством проектной деятельности / МБОУ «Начальная школа - детский сад № 1» г. Воркуты
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа. Одним из основных средств реализация регионального компонента в работе с дошкольниками является технология проектной деятельности, которая позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности всех участников образовательных отношений.
В проекте «Жила-была Коми сказка» ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне. Воспитание на материале этнокультурных традиций – это глубокое познание духовного богатства своего народа, освоение народной культуры, способствующее приобщению к культурному наследию, возможность прикоснуться к истокам духовной жизни своего народа, прочувствовать его моральные и эстетические ценности, художественный вкус и мировоззрение.
Голикова А.Ю. Танцевально-ритмическая и креативная гимнастика / МБДОУ «Детский сад № 12» г. Воркуты
Дети младшего дошкольного возраста плохо ориентируются в пространстве, с трудом включаются во взаимодействие друг с другом в процессе выполнения коллективных действий, координация их движений недостаточно развита. Двигательные реакции на музыку у детей младшего дошкольного возраста носят, как правило, игровой характер. Существует потребность в поиске новых подходов к развитию движений, музыкального восприятия, чувства ритма. Игровые методы проведения танцевально-ритмической и креативной гимнастики в работе с детьми младшего дошкольного возраста наиболее адекватны возрастным и психологическим особенностям детей 3-4 лет и показывают высокую эффективность.
Материал содержит видео совместной образовательной деятельности с детьми с использованием игровых упражнений по игроритмике, игрогимнастике, игропластике и игротанцам.
Дадаева А.Ю. Дидактическое пособие «Бесконечный куб» / МБДОУ «Детский сад № 35» г. Воркуты
Универсальным средством совершенствования всех сторон познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста для педагогов может стать использование в процессе игровой деятельности авторского дидактического пособия «Бесконечный куб». Дидактическое пособие может использоваться учителями-логопедами, педагогами-психологами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Также данное пособие будет полезно родителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного воспитания. «Бесконечный куб» может использоваться в совместной деятельности педагога и детей в подгрупповой и индивидуальной форме; в предварительно организованной педагогом самостоятельной детской деятельности. Систематическое использование дидактического пособия «Бесконечный куб» в игровой деятельности позволяет постепенно накапливать у ребенка необходимые познавательно-речевые знания, умения, навыки, проявляющиеся в общении и деятельности.
Джемилова А.М. Мастер-класс по бумажному моделированию в технике Papercraft / МБДОУ «Детский сад № 34» г. Воркуты
В соответствии с ФГОС дошкольного образования важной педагогической задачей является раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его познавательных и творческих способностей. Бумажное моделирование способствует повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность.
Мастер-класс нацелен на обучение участников приемам бумажного моделирования в технике Papercraft. Благодаря обучению технике Papercraft у детей развиваются конструктивные умения, совершенствуются умения и навыки в работе с бумагой и ножницами, формируются такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда. Кроме этого формируются умения следовать устным инструкциям, работать со схемами и образцами; развивается память, внимание, творческие способности и исследовательские навыки; воспитывается культура труда.
Ушанова В.В., Евдокимова М.В. «Мама рядом» - эффективная практика сопровождения ребенка с ОВЗ родителями в условиях ДОУ / МБДОУ «Детский сад № 18» г. Воркуты
В соответствии с направлениями государственной образовательной политики и основными принципами стандарта дошкольного образования образовательное учреждение обеспечивает равные возможности всем детям получать качественное дошкольное образование, своевременную помощь и социальную адаптацию. Для категории детей со сложной или сочетанной структурой дефекта достичь желаемых результатов можно только совместными усилиями педагогов и родителей. Многие дети, которым необходимы коррекция, развитие и социализация, остаются без должного коррекционно-педагогического воздействия в дошкольном периоде, так как не могут самостоятельно посещать без сопровождающих близких взрослых даже специализированные учреждения.
«Мама рядом» - это практика МБДОУ «Детский сад № 18» г. Воркуты по организации специальных условий для сопровождения ребенка с ОВЗ родителями в образовательном процессе. Работа педагогов, специалистов и родителей построена таким образом, что в едином коррекционно-образовательном пространстве происходит максимальное использование сохранных компенсаторных возможностей ребенка. Совместно с педагогами и специалистами родители осваивают способы и приемы вовлечения, привлечения и включения своего ребенка в процесс деятельности. Посещая вместе со своим ребенком детский сад, семья получает постоянную полноценную психолого-педагогическую поддержку и реабилитацию.
Епифанова Э.В. Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи / МБДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» г. Воркуты
В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии. Если таким детям не будет оказана своевременная коррекционная помощь в дошкольный период, то в дальнейшем это может привести к возникновению трудностей в обучении и адаптации детей в условиях школьного образования. У детей с тяжелыми нарушениями речи слабо развита общая, мелкая и артикуляционная моторика, имеются трудности в общении со сверстниками и взрослыми, не достаточно сформированы психические процессы. В связи с этим возникает необходимость включать в систему коррекционно-развивающей работы технологии, которые позволяют преодолеть как речевые, так и моторные нарушения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Логоритмика как один из элементов коррекционной работы с детьми дошкольного возраста объединяет в себе такие компоненты, как речь, музыка, движение. Применение элементов логоритмики на музыкальных занятиях позволят детям научиться чувствовать темп, выдерживать ритм, координировать движение и слово, развивать слуховое внимание, речевое дыхание и фонематический слух, создать благоприятный эмоциональный фон.
Кардакова Е.В. Мастер-класс «Правополушарное рисование как основа развития творческой личности» / МБДОУ «Детский сад № 35» г. Воркуты
В соответствии с ФГОС дошкольного образования важной педагогической задачей является создание условий для развития личности ребенка, поддержки его индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. В профессиональном сообществе педагогов ДОУ идет активный поиск эффективных методов, техник и технологий воспитания творческого и инициативного ребенка-дошкольника. Мастер-класс «Правополушарное рисование как основа развития творческой личности» знакомит участников с методом правополушарного рисования, с приемами организации изобразительной деятельности с дошкольниками и создания оригинального рисунка в единственном экземпляре с использованием простых доступных для всех материалов.
Техника правополушарного рисования основана на теории американского невролога, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри, доказавшего, что правое и левое полушария человека отвечают совершенно за разные виды деятельности. Методика основывается на развитии правого полушария, отвечающего за творческие процессы.
Правополушарное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, развивает инициативность, способность легко усваивать материал и избавляться от ненужных нагрузок и стрессов, стирает барьеры «я не смогу», «у меня не получится». Рисунки в этой технике практически невозможно испортить, что всегда создает ситуацию успеха, кроме того, используются доступные для каждого ребенка простые приемы: тычки, мазки, брызганье. Метод правополушарного рисования рекомендован детям с синдромом двигательной активности и детям с ОВЗ.
Косникова Е.В., Горбунова Н.А., Бида А.П., Сандакова Т.В., Лазаренко Н.С., Волгина Ю.А., Эльмурзаева А.Е., Грушина Л.С., Московкина Ю.В., Скворцова Е.Н. Эффективная практика взаимодействия с детьми и родителями / МБДОУ «Детский сад № 41» г. Воркуты
Создание условий позитивной социализации ребенка-дошкольника – приоритет деятельности образовательного учреждения, реализующего образовательную программу дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. В направлении социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста особое значение приобретает установление тесной взаимосвязи педагогического коллектива с семьями воспитанников, создание социального сотрудничества в триаде «педагоги-дети-родители». Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления воспитанников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями семейного воспитания (любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений), благоприятными условиями для воспитания социальных норм.
Повышенное внимание к семье объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе: гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В связи с этим необходимо направлять все усилия на восстановление семейных систем, культивирование взаимопонимания в семьях, повышение педагогической культуры родителей, совершенствование потенциала семьи.
Кудренко В.Н. Практикум «Возможности игровых приемов технологии «детский тимбилдинг» для формирования и укрепления детского сообщества» / МБДОУ «Детский сад № 42» г. Воркуты
Педагогический практикум «Возможности игровых приемов технологии «детский тимбилдинг» для формирования и укрепления детского сообщества» направлен на обучение педагогических работников дошкольных образовательных учреждений приемам решения проблем межличностных отношений между воспитанниками и формирования благоприятного микроклимата в детской среде. «Детский тимбилдинг» - это эффективные игровые приемы командообразования, технология, нацеленная на создание благоприятных условий позитивной социализации ребенка-дошкольника. В рамках практикума представлены игровые приемы различных направлений детского тимбилдинга: интеллектуальный тимбилдинг, игровой тимбилдинг, музыкальный тимбилдинг.
Курачева А.В. Игровой тренинг «Фонематический слух – основа правильной речи» / МБДОУ «Детский сад № 55 комбинированного вида» г. Воркуты
В настоящее время возрастает число детей дошкольного возраста, имеющих нарушения развития речи, связанные с недоразвитием фонематического слуха. Недостаточная сформированность фонематического слуха проявляется в неспособности детей правильно слышать и воспроизводить звуки родного языка. Формирование фонематического слуха является первостепенным этапом в коррекции речевых нарушений.
Игровой тренинг «Фонематический слух – основа правильной речи» - это практические рекомендации для организации совместной деятельности родителей и детей дошкольного возраста.
Мироненкова Е.М. Педагогическое мероприятие квест-игра «Космическое приключение» / МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты
Социально-коммуникативное развитие воспитанников вызывает у педагогов серьезную тревогу: дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Необходимость формирования дружеских взаимоотношений, развитие социально-коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста – приоритетные задачи ФГОС дошкольного образования.
Совместная деятельность взрослого и детей, организованная в форме квест-игры, позволяет решать профилактические, коррекционные, развивающие задачи и обеспечивать информационное поле для социально-коммуникативного развития дошкольников. В результате системного использования специально организованных практико ориентированных и коллективных видов деятельности снижаются негативные проявления во взаимоотношениях между воспитанниками, укрепляются эмоциональной взаимосвязи.
Орлова Т.Ю. «Воздушные краски» - техника формирования мотивации творчества / МБДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» г. Воркуты
Согласно ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми. Художественно-эстетическое развитие, как одно из направлений развития ребенка-дошкольника, в большей степени стимулирует педагогических работников к поиску эффективных средств развития творческих способностей воспитанников. На этапе формирования мотивации к творчеству и ориентировочном этапе детской изобразительной деятельности особенно важен подбор увлекательных и развивающих техник, таких как рисование «воздушными красками». В процессе рисования «воздушными красками» ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни, свое место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, формирует и развивает у себя зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Скопинцева С.Ю., Сонцова А.И. Игровой сеанс «Три ступеньки к успеху!» / МБОУ «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты
Самым благоприятным периодом для формирования успешности является дошкольное детство. Достижение успеха - творческое приспособление к ситуации, умение найти в группе свое место, свою роль, в которой комфортно и уютно. Одним из направлений развития успеха является развитие коммуникативных навыков. Задача педагога – организовать пространство для общения ребенка с другими детьми, взрослыми, а самое главное - создать каждому воспитаннику «ситуацию успеха» с помощью игры.
Цель игрового сеанса «Три ступеньки к успеху!» - создание условий для развития успешности детей посредством развития коммуникативных навыков, творческого потенциала в ситуации активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Наборы игр и игровых ситуаций способствуют развитию у детей навыков взаимодействия и помогают педагогу создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом, облегчив тем самым процесс социализации и совместного обучения в детском коллективе.