Система российского образования функционирует на основе единых нормативных документов, которые обеспечивают качество, преемственность и прозрачность образовательного процесса. Ключевыми из них являются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и Федеральные образовательные программы (ФОП):
ФГОС задают рамки для всех образовательных организаций страны и определяют требования: к результатам освоения образовательных программ; к структуре программ; к условиям их реализации.
ФОП — это содержательная основа для разработки образовательных программ школ. Они определяют: минимальный и максимальный объём учебной нагрузки; содержание учебных предметов; планируемые результаты по уровням образования; методические рекомендации для педагогов.
С 1 сентября 2025 года вступили в силу обновлённые редакции этих документов, что влечёт за собой ряд изменений в образовательной деятельности всех уровней общего образования: начального, основного и среднего.
Утвержденные изменения:
- в оценочных процедурах: объём учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объёма учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данном классе в текущем учебном году;
- домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем уроке, при наличии электронного журнала дублировать в нем задание не позднее времени окончания учебного дня;
- в учебных планах изменено общее количество часов и максимально допустимая нагрузка в 1 классе (с учётом 16 часов в сентябре–октябре) и количество часов по истории и обществознанию на уровне ООО;
- закреплён перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным и предметным результатам освоения основных общеобразовательных программ при проведении федеральных и региональных процедур оценки качества образования;
- программы синхронизированы с ОГЭ и ЕГЭ: по каждому учебному предмету указан перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ, ЕГЭ;
- в программы учебных предметов непосредственного применения внесено поурочное планирование. При этом школам предоставили право по своему усмотрению использовать часы резервных уроков и определять место оценочных процедур в поурочном планировании и их количество, не превышающее установленных требований;
- внесены изменения в целевой раздел ФОП (принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся,
- изменили минимально и максимально допустимую нагрузку на каждом уровне обучения;
- установлены требования к продолжительности контрольных и практических работ (контрольная работа – от одного до двух уроков (не более чем 45 минут каждый), практическая работа – один урок (не более 45 минут);
- указан суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объёма домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с санитарными нормами.
- акцентировано, что «режим работы и график учебного года» устанавливается образовательной организацией самостоятельно с учётом законодательства Российской Федерации и гигиенических нормативов;
- с целью профилактики переутомления в федеральном календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул;
- утвердили требования к продолжительности каникул: продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней; при организации учебного графика по четвертям продолжительность учебных четвертей для 5–11 классов составляет: I четверть – 8 учебных недель, II четверть – 8 учебных недель, III четверть – 11 учебных недель, IV четверть – 7 учебных недель.
Эти изменения позволят гибко адаптировать образовательные программы под особенности учеников и потребности региона, сохраняя единство образовательного пространства страны.
ФГОС и ФОП функционируют в единой системе:
- стандарт определяет требования к результатам и структуре образования — что должен знать и уметь ученик;
- ФОП конкретизирует содержание предметов и даёт рекомендации по организации учебного процесса — как реализовать эти требования;
- На их основе школа разрабатывает основную образовательную программу, а учителя — рабочие программы по предметам и календарно-тематические планы.
Методический портал Министерства просвещения Российской Федерации: https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html











