Идея инклюзивного образования в российских школах активно внедряется с девяностых годов прошлого века. С принятием ФГОС НОО детей с ОВЗ интеграция детей с особыми образовательными потребностями в коллектив обычных детей становится правилом. Ведь все дети могут быть успешными, если им создать условия и оказать необходимую помощь.
В образовательных организациях нашего города обучаются десятки детей, имеющих статус ребенка с ОВЗ и ребенка – инвалида. Поэтому вопрос их инклюзивного воспитания и обучения не праздный. В Управлении образования администрации МОГО «Воркута», в образовательных организациях города создана нормативная локальная база, регулирующая разные аспекты инклюзивного образования, разработаны образовательные программы дошкольного, начального, основного и дополнительного образования, учитывающие психо – физическое состояние и особые потребности детей.
МКУ «Воркутинский Дом Учителя» и МКУ «Центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи» обеспечивают информационно – методическое и психолого – педагогическое сопровождение.
Повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации обучения детей с ОВЗ осуществляется через систему муниципальных методических мероприятий и курсовую подготовку.
В 16 дошкольных образовательных организациях педагоги обеспечивают предоставление услуг ранней помощи детям с выявленными патологиями развития. Созданы 14 Консультационных центров для родителей, на базе 12 детских садов, реализуются 13 вариативных форм и моделей дошкольного образования: 1 лекотека для детей с синдромом Дауна и ДЦП (МБДОУ № 55); 2 детско-родительских клуба (МБДОУ № 21, МБДОУ № 33); 4 группы кратковременного пребывания (МБДОУ №11, МБДОУ №26, МБДОУ №53, МБДОУ №55); 5 центров игровой поддержки ребенка (МБДОУ № 5, МБДОУ №14, МБДОУ №18, МБДОУ №42, МБДОУ №54, МБДОУ №12). Все услуги осуществляются на безвозмездной основе. На базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования функционируют опорно – методические и инновационные площадки с целью развития инклюзивного образования и создания условий для обучения детей с ОВЗ (МОУ «СОШ № 12», МБОУ «НШД №1», МУДО «ДДТ», МУДО «ДШИ"). Вопросы инклюзивного образования рассматривались на заседаниях городских методических объединений, заседаниях Координационного совета при Управлении Образования по вопросам организации введения ФГОС общего образования, Форума педагогического актива «Надежной школе – надежного учителя».
Накопленный опыт позволяет педагогам щедро делиться своими наработками на методических и конкурсных мероприятиях различного уровня. На образовательном форуме Республики Коми «Образование. Государство. Общество» был представлен опыт работы МОУ «СОШ № 12, МБОУ «Начальная школа - детский сад № 1», МБДОУ № 18. Республиканская конференция «Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие» стала площадкой для представления опыта МОУ «Гимназия № 1», МОУ «СОШ № 14», МБДОУ № 18, МКУ «ЦППМиСП». Победителями и призерами республиканских конкурсов «Лучшая инклюзивная школа Республики Коми - 2019» стали МБОУ «Начальная школа - детский сад № 1», МОУ « СОШ 40»; «Лучший педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ» в 2018 – 2019 году представили - МБДОУ № 17, МБДОУ №18, МБДОУ №33, МБДОУ №35, МБДОУ №55, МБОУ «Начальная школа - детский сад № 1». Педагоги МБДОУ № 11, МБДОУ №18 представили стендовую выставку по организации комплексного сопровождения детей с РАС и детей с ОВЗ на региональной площадке Межрегионального инклюзивного фестиваля «ЛюдиКакЛюди».
Важным событием в развитии инклюзивного образования в нашем городе стало создание Центра психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих особых детей (детей с РАС - расстройство аутистического спектра) и организация деятельности сайта «РАСсвет» (http://www.xn--18-6kcip7dial.xn--p1ai/index/0-2). 25 педагогических работников дошкольных образовательных учреждений создали и разместили на сайте видеоконсультации для родителей. Муниципальный опыт работы с сайтом представлялся на различных профессиональных площадках: на заседании рабочей группы представителей республиканских профессиональных и общественных организаций по вопросам оказания поддержки детям-инвалидам при Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Коми (февраль 2019), на стратегической сессии «Специальное образование и социокультурная интеграция» Республиканской конференции «Образование XXI века: инновации, преобразования, развитие» (февраль 2019), на заседании Регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС (март 2019), в рамках курсов повышения квалификации по программе «Выявление, диагностика и ранняя помощь детям с РАС» Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС Московского государственного психолого-педагогического университета (март 2019), на дискуссионной площадке «Профессиональное развитие педагогов в сфере инклюзивного и специального образования» IV Республиканской конференции «Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие» (май 2019).
Муниципальный фестиваль инклюзивного творчества «Радуга» для детей с ОВЗ, приуроченного к Международному Дню инвалида собирает сотни зрителей и является значительным событием в культурной жизни города.
Опыт инклюзивного образования обобщен педагогами в статьях, методических разработках, размещенных в Интернет – изданиях, журналах, тематических сборниках.
Участие образовательных организаций, подведомственных УпрО администрации МО ГО «Воркута», в федеральной программе «Доступная среда» позволяет создавать комфортные условия для воспитания и всестороннего развития детей с особыми образовательными потребностями.
Впереди новые задачи. Благодарность Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, выраженная специалистам МКУ «ВДУ» в 2019 году, станет стимулом для работы по методической поддержке образовательных организаций, выполняющих такую гуманную миссию, как помощь детям с особыми образовательными потребностями, обеспечивая им полноценное участие в жизни общества.
Приглашаем образовательные организации поделиться опытом инклюзивного образования и принять участие в республиканском конкурсе «Лучший педагогический проект в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья - 2019», организатором которого является Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
Приказ № 979 от 08.11.2019 «Об организации и проведении республиканского конкурса «Лучший педагогический проект в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья - 2019» |