16 мая 2019 года в Сыктывкаре состоялась IV Республиканская конференция «Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие». Работа конференции и тематических дискуссионных площадок была организована на базе ГАУ РК «Дом дружбы народов Республики Коми» и образовательных организаций республиканской столицы.
Цель конференции: проведение открытого профессионально-педагогического обсуждения актуального состояния, выявление и распространение социальных и образовательных практик, отражающих опыт внедрения и развития инклюзивного образования, а также определение путей его развития. Модератором встречи стала председатель Коми республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Маргарита Михайловна Колпащикова.
В рамках конференции была организована работа пяти тематических площадок по направлениям: «Опыт работы организации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях»; «Опыт работы организации инклюзивного образования в общеобразовательных организациях»; «Опыт работы организации инклюзивного образования в организациях дополнительного образования»; «Опыт работы организации инклюзивного образования в организациях средне-профессионального образования»; «Профессиональное развитие педагогов в сфере инклюзивного и специального образования».
Воркутинскую систему образования на конференции представляли специалисты муниципальных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования. Маркелова Татьяна Геннадьевна, заместитель директора МОУ «СОШ № 13» г. Воркуты представила опыт организации инклюзивного образования в своем образовательном учреждении. В выступлении были представлены школьные нормативные документы, алгоритм работы с учащимися с инвалидностью и ОВЗ, направления работы с данной группой учащихся, обозначены проблемы и пути их решения на конкретных примерах. Татьяна Геннадьевна представила систему деятельности социального педагога школы в контексте инклюзивного образования и направления работы специалиста в 2018-2019 учебном году, изложила опыт взаимодействия с Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Воркуты, инспектором НПДН Воркутинский ЛОП Сыктывкарского ЛУ МВД России на транспорте и старшим инспектором ОПДН ОМВД России по г. Воркуте, службами социальной защиты.
Евдокимова Марина Владимировна, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 18» г. Воркуты стала активным участником тематической площадки «Профессиональное развитие педагогов в сфере инклюзивного и специального образования», где выступила с двумя докладами:
- «Эффективная практика психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями» (опыт коллектива МБДОУ «Детский сад № 18» г. Воркуты по сопровождению детей дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью);
- «Муниципальная практика создания Центра психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра» (опыт практической реализации идеи создания специализированного консультационного центра, направленного на оказание адресной психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим детей с расстройством аутистического спектра в формате Интернет сайта «РАСсвет», в деятельности которого задействованы специалисты Воркутинского Дома Учителя, участники профессионального объединения педагогов дошкольных образовательных организаций г. Воркуты: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи).
Лысова Наталья Ярославовна, заместитель директора МУДО «Дом детского творчества» г. Воркуты, выступила с докладом «Индивидуальный образовательный маршрут как средство достижения личностного развития детей с инвалидностью в учреждениях дополнительного образования», в котором представила эффективную практику реализации задач инклюзивного образования в системе дополнительного образования.
По отзывам наших коллег, принявших участие в конференции, организаторам мероприятия удалось задать правильный профессиональный тон и создать условия для продуктивной дискуссии, в рамках которой обсуждались актуальные вопросы и проблемные аспекты развития инклюзии в образовании. |