В рамках плана реализации единой методической темы «Обновление содержания и технологий образования как фактор достижения новых образовательных результатов» 15 января 2018 года на базе четырех общеобразовательных учреждениях города Воркуты прошел Единый методический день «Развитие инженерного мышления учащихся в урочной и внеурочной деятельности – основа повышения качества образования».
В Едином методическом дне приняли участие 251 педагог из 100% общеобразовательных учреждений города.
Цель Единого методического дня: развитие профессиональных компетенций педагогов по формированию инженерного мышления учащихся на уроках и внеурочной деятельности.
Задачи Единого методического дня:
- актуализировать знания педагогов об основных направлениях использования результатов диагностики уровня сформированности метапредметных умений учащихся в условиях реализации ФГОС ООО;
- совершенствовать умения педагогов в области применения современных педагогических технологий по развитию инженерного мышления обучающихся на уроках и внеурочной деятельности.
Организаторами Единого методического дня стали временные творческие группы педагогов МОУ «СОШ № 39 им. Г.А. Чернова» г. Воркуты, МОУ «Гимназия № 3» г. Воркуты, МОУ «Гимназия № 6» г. Воркуты – пилотных площадок по введению ФГОС общего образования, МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты – общеобразовательного учреждения с углубленным изучением отдельных предметов.
Участниками методического мероприятия являлись команды учмителей – предметников, педагогов дополнительного образования общеобразовательных учреждений города.
Единый методический день начался с погружения всех участников в проблему развития инженерного мышления учащихся в школе. В настоящее время технический прогресс глобально изменил жизнь, приоритеты и мышление человечества. Еще в недалеком прошлом человечество мечтало о компьютерных технологиях, а сегодня они являются необходимым средством почти в каждой деятельности. Поэтому организаторы Единого методического дня считают, что современному учителю необходимо обратить внимание на организацию процесса обучения, на структуру его организации и на направленность содержания образования, которое должно включать в себя формирование инженерного мышления. Участники мероприятия определились, что под инженерным мышлением они будут понимать особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении исследовательских, изобретательских задач, позволяющий быстро, точно и оригинально решать возникающие проблемы, направленные на удовлетворение потребностей в знаниях, способах, приемах.
Формирование инженерного мышления у учащихся полностью соответствует требованиям ФГОС: реализация принципа метапредметности, системно – деятельностного и компетентного подходов, усиление внимания к использованию при обучении школьников проектной и учебно-исследовательской деятельности. Организаторы мероприятия презентовали педагогам электронное периодическое издание «Эффективные образовательные технологии» под редакцией д.п.н., профессора В.В. Гузеева, к котором описаны когнитивные образовательные технологии, как наиболее ээффективные технологии формирования нестандартного, аналитического и интерпретирующего мышления учащихся.
Овладеть искусством нестандартного, аналитического мышления нашим учащимся помогают приемы смыслового чтения. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров является обязательным компонентом метапредметныго результата обучения по ФГОС ОО и главным источником развития личности. Поэтому участники Единого методического дня обозначили проблему формирования у учащихся потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества как одну из важнейших проблем в условиях реализации ФГОС общего образования.
После погружения в тему участники Единого методического дня приняли участие в методическом квесте «Эффективные технологии, методики и педагогические приемы формирования ключевых компенентностей, обобщенных способов деятельности и умения решать творческие задачи». Квест состоял из пяти методических станций: критическое мышление, техническое мышление, конструкторское мышление, исследовательское и творческое мышление.
На каждой станции педагоги решали учебные и методические задачи, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах:
- организации работы учащихся с текстом (сплошным и несплошным), составления алгоритма решения технической задачи (техническое мышление):
- формирования умений собирать объект из готовых частей (синтез), выделять составные части объекта (анализ), видоизменять объект, получать новый с заданными свойствами (конструкторское мышление);
- формирования умений выдвигать гипотезы и осуществлять антиципацию (предугадывание хода событий, явлений, поступков), пользоваться логикой и переносом, комбинировать известные способы решения проблем и создавать новые (исследовательское мышление).
- эффективного применения образовательных технологий, приемов смыслового чтения на уроках разных учебных предметов.
Все участники Единого методического дня отметили актуальность темы формирования инженерного мышления учащихся в современных условиях, сформированность которого существенно облегчает поиск решения исследовательских, конструкторских, технических задач в океане бесчисленных задач по всем учебным предметам в море методов их решения.
Продолжением методической работы по освоению эффективных образовательных технологий, которые позволят учителям Воркуты достигнуть новых целей образования: от надежного освоения учебных программ до формирования ключевых компетентностей, обобщенных способов деятельности и умения решать нестандартные задачи, будут запланированные методические мероприятия:
- муниципальный конкурс на лучшую организацию методической работы ОУ по направлению «Формирование и развитие читательской компетентности учащихся»;
- муниципальный этап конкурса «Учитель года – 2018» (обязательное условие - демонстрация приемов смыслового чтения на уроке);
- Педагогические чтения «Обновление содержания и технологий образования: опыт, проблемы и перспективы» (номинация «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»);
- семинары – практикумы: «Реализация ФГОС ОО через проектно-исследовательскую деятельность как один из способов формирования ключевых компетенций учащихся», «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области овладения ими образовательными технологиями — необходимое условие повышения качества образования», «Обновление содержания и технологий образования в контексте Концепций преподавания отдельных учебных предметов и предметных областей».
И организаторы, и участники Единого методического дня выразили уверенность в том, что развитие инженерного мышления учащихся в урочной и внеурочной деятельности является важнейшим фактором повышения качества современного школьного образования.
|