21 марта 2019 года в рамках реализации Единой методической темы «Обновление содержания и технологий образования как фактор достижения новых образовательных результатов» проведен городской семинар «Эффективные методы создания условий для индивидуализации образовательного процесса, поддержки детской инициативы и самостоятельности в рамках образовательной программы «Вдохновение».
Методическое мероприятие подготовлено коллективом МБДОУ «Детский сад № 12» г.Воркуты, работающего в статусе сетевой инновационной площадки ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по теме «Модернизация образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение».
Основная цель семинара - ознакомление педагогических работников дошкольных образовательных учреждений с особенностями содержания и концептуальных подходов инновационной программы дошкольного образования. Под руководством заведующего МБДОУ «Детский сад № 12» г. Воркуты Елены Павловны Поленок коллектив учреждения представил отличительные особенности программы, а также транслировал первый опыт работы по обеспечению психолого-педагогических условий реализации образовательной программы, проектированию системы педагогических действий реализации принципа индивидуализации образования в соответствии со стандартом дошкольного образования, развитию профессиональных умений создания благоприятных условий социальной ситуации развития ребенка-дошкольника.
В ходе семинара воспитатель Алёхина Ольга Владимировна познакомила участников с основными положениями и концепциями образовательной программы «Вдохновение», созданной в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства. Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о ребенке и его развитии, ставит ясные цели и предоставляет выверенные педагогические технологии и инструменты для их достижения. Открывая просторы для профессионального творчества, программа в то же время позволяет выстроить полноценный, качественный образовательно-воспитательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду. Подходы дифференцированного обучения позволяют выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка, обеспечивая работу в его зоне ближайшего развития, и при этом добиться высоких результатов всей группы. Инструменты педагогической диагностики, предлагаемые программой, формируют надежную основу для принятия педагогических решений. Программа поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка. «Вдохновение» предусматривает вариативность форм реализации в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей, обеспечивает преемственность с начальным уровнем образования.
Воспитатели ясельной группы Костык Ирина Владимировна и Скурихина Юлия Олеговна, включенные в инновационную деятельность, наглядно продемонстрировали способы повышения активности и самостоятельности детей раннего возраста с помощью приемов, рекомендованных программой «Вдохновение» в рамках пособий «Эвристическое развитие детей от 0 до 3 лет», «Играем на подносах» и «Ателье в яслях».
Воспитатель старшей группы Герман Оксана Михайловна представила видеофрагмент практики реализации технологии «Детский совет», являющейся одним из ключевых компонентов программы.
Старший воспитатель Платонова Елена Викторовна провела практикум по теме «Организация педагогических наблюдений в целях индивидуализации образовательного процесса», в ходе которого участники семинара сформировали представления о методах проведения, способах фиксации и интерпретации педагогических наблюдений с целью обеспечения психолого-педагогической поддержки детского развития, исходя из возможностей, способностей и интересов каждого ребенка.
В рамках семинара организована выставка: педагогическому сообществу продемонстрированы пособия развернутого учебно-методического комплекта образовательной программы «Вдохновение», способного помочь реализовать все ее положения как начинающему педагогу, так и мастерам дошкольной педагогики.
Участники семинара, в числе которых руководящие и педагогические работники ДОУ, специалисты МКУ «Воркутинский Дом Учителя» и ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования», получили представление об инновационной образовательной программе «Вдохновение» как программе, реализующей концепцию активного ребенка, предполагающей отказ от концепции ведущей роли воспитателя в пользу поддержки детской инициативы всеми взрослыми, акцентирующей внимание на создание социальных и материальных условий, на формирование пространственной и предметной развивающей среды, на сетевое взаимодействие.
|