
8 июля 2020 года в режиме онлайн состоялась международная конференция «Первые итоги пандемии: вызовы и новые возможности для мировой системы образования». Ее организатором является Министерство просвещения РФ при поддержке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Решение о проведении данной конференции принято по итогам встречи министров образования стран «Группы двадцати» (G20) - неформального объединения наиболее крупных и влиятельных экономически развитых и развивающихся стран для борьбы с кризисными явлениями на глобальном уровне.
В конференции приняли участие министры образования, представители ведущих центров и образовательных организаций из Сингапура Испании, Португалии, США, Саудовской Аравии, Мальты и России. Они поделились опытом организации тотального дистанционного обучения в условиях пандемии.
Общим мотивом в выступлениях министров из разных стран были следующие аспекты:
- цифровая среда в школах развивалась медленно, пандемия дала импульс ускоренному развитию, когда в течение нескольких недель был сделан прорыв в организации учебного процесса;
- повсеместно возникла проблема цифрового неравенства, которая выражается в отсутствии доступа к Интернету, в недостатке технических средств обучения у обучающихся и педагогов;
- выявлена недостаточная цифровая грамотность педагогов и обучающихся;
- коллаборация педагогов в условиях пандемии стала масштабной и преодолела не только региональные, но и государственные границы, например, ресурсы «МЭШ» использовали школьники Мальты, изучающие русский язык;
- шел оперативный поиск новых управленческих решений в условиях дистанционного образования на всех уровнях управления;
- обеспечивалась поддержка детей, находящихся в сложных жизненных условиях: предоставление гаджетов, продуктовых наборов.
Министры поделились выводами, к которым пришли в ходе анализа дистанционного обучения:
- создана новая экосистема образования, которая вышла за пределы школы и эту структуры необходимо развивать;
- школа – это не место, это род деятельности, которой можно заниматься дистанционно, однако получение социального опыта невозможно без школы, цифровой процесс обучения без очного обучения не имеет эффекта;
- получать образование в XXI веке, используя дидактику прошлого невозможно, необходимо активное внедрение новых технологий, развитие цифровой дидактики;
- необходима разработка разных стратегий обучения, например, смешенное обучение (гибридное, комбинированное), когда группы детей одного класса учатся очно и дистанционно, подключаясь к уроку, который ведет учитель в классе;
- поддерживать включение в процесс обучения альтернативных источников: телевидения, социальных сетей;
- необходимо обеспечивать социальную и психологическую поддержку учащихся и родителей в условиях дистанционного обучения;
- образование должно быть контекстным: важно включение в содержание программы актуальных для современности вопросов.
Андрес Шляйхер (руководитель Департамента по образованию и наукам ОЭСР) представил первые результаты Международного исследования систем преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey, TALIS), проводимое ОЭСР. Они позволяют сделать вывод о дефицитах в развитии цифровой грамотности педагогов и технического оснащения. Отмечена важная роль менторства в организации дистанционного обучения, когда учителя – новаторы помогали коллегам быстрее освоиться в цифровой среде. Среди причин, вызывающих стресс, педагоги называли процесс подготовки к дистанционным занятиям. 25% участников исследования отметили возросшую роль педагога в обществе. В заключение выступавший подчеркнул, что цифровые технологии могут усилить роль учителя, но они его не заменят.
Министр просвещения РФ С.С. Кравцов рассказал не только об опыте дистанционного обучения в нашей стране, который получил высокую международную оценку, но и поделился планами на новый учебный год с учетом анализа этой формы обучения. В частности речь шла о создании государственной информационной системы, которая позволит организовать цифровое обучение в масштабах всей страны. Система будет содержать верифицированные образовательные материалы, систематизированные по четвертям. Будет внедряться информационная среда (аналог ZOOM) и совершенствоваться доступ к Интернету (скорость, развитие внутри школьной среды). Предусмотрено совершенствование системы курсовой подготовки педагогов. Таким образом, традиционный формат обучения будет дополнен возможностями цифровой среды. Также, будет проведена диагностика знаний учащихся в форме ВПР с целью выявления и ликвидации пробелов в их знаниях. Таким образом, новый учебный год принесет много нового в жизнь нашей школы, а начнется он с линеек, которые тоже пройдут в новом формате.
Использованы материалы:
- РАНХиГС https://www.ranepa.ru/ciir/news/proshla-vneocherednaya-vstrecha-ministrov-obrazovaniya-gruppy-dvadtsati/
- https://www.ranepa.ru/ciir/news/proshla-vneocherednaya-vstrecha-ministrov-obrazovaniya-gruppy-dvadtsati/
- https://russkiymir.ru/news/274770/
- https://edu.gov.ru/press/2653/opyt-rossii-v-obespechenii-nepreryvnosti-shkolnogo-obrazovaniya-poluchil-odnu-iz-naibolee-vysokih-ocenok-na-vstreche-ministrov-obrazovaniya-gruppy-20/ |